Выставка «Утопия и Ухрония»
Галерея a-s-t-r-a представляет новую выставку художников Сергея Сонина и Елены Самородовой-Сониной, куратором которой выступил знаменитый петербургский искусствовед Иван Чечот.
Проект представляет собой метафизическую фантазию в жанре документального мифа, его авторы предлагают альтернативную, квантовую версию развития событий, которые происходили в отечественной истории XIX века. В основе проекта — размышление о том, как выглядел российский уклад, если бы секретный план императора Павла I и Первого консула Франции Наполеона Бонапарта, известный как Индийский поход, увенчался успехом. В линейной истории утопический план российско-французского союза так и остался несбыточным.
Сергей Сонин и Елена Самородова-Сонина — современные мультимедийные художники, создатели мокьюментари жанра по-русски, режиссеры масштабных мистификаций и основатели таких художественных объединений как Товарищество «Свинец и Кобальт», «Комитет Аполлона», мастерская «Волчья ягода». Художники, создающие свои работы в творческом тандеме, работают в двух столицах: Москве и Санкт-Петербурге. Работы художников находятся в коллекциях Мультимедиа Арт Музея, Музея Москвы, Государственного музея городской скульптуры г. Санкт-Петербурга, Красноярского музейного центра «Площадь Мира», а также в частных коллекциях.
О выставке:
Предметы, представленные на выставке, являются частью повседневного быта и убранства совокупного помещика, просвещенного человека времен Индийского похода. Печные изразцы с аллегорическими сюжетами, на которых запечатлены знаменательные моменты Индийского похода и символические намеки на его мемориальное значение — фрагменты украшений дворцовой или усадебной печи первой половины XIX века.
Среди объектов представлены шпалеры в стиле «мильфлер» — культурный оммаж средневековым французским шпалерам. Российские шпалеры сделаны из ситца в цветочек и посвящены русскому палладианству. На них вышиты золотом усадебные постройки архитектора Николая Львова — «венок усадеб». Символы и существа, изображенные с помощью ручной вышивки и аппликации, — часть «провинциального русского ориентализма».
Терракотовый «алтарь» из уцелевших фрагментов. Центральная фигура — помещик в образе Химеры — Брата Землемера (архетипа Средней полосы) расположен между гермами — пилястрами Павла I и Наполеона Бонапарта. На латыни, языке вечности, высечено: «Украшенный венцом, Ты будешь нам отцом» — это строка философа, мемуариста и поэта Ивана Лопухина из верноподданнического гимна, посвященного императору Павлу.
«Палладианский дух классики для нас не схоластический классицизм и не стилизация. Это дионисийский плясовой обряд, столбы, снопы и колонны в полях агрокосмического синкретизма, галерея роскошных дендро-скульптур и невероятных мильфлеров.
Основы и правила классической архитектуры из книг Палладио трансформируются, проходя через пространства аномального кольца Средней полосы России, образуя наш живой архитектурный Ордер, нашу полевую и лесную структуру, наш отечественный геном. Так появляется метафизическая фантазия в жанре документального мифа о неисповедимости пластов секретной России», — Сергей Сонин и Елена Самородова-Сонина.
«На выставке экспонируются фрагменты русско-индийской цивилизации. Это жанровые и архитектурные фотографии, сделанные в Подмосковье и Тверском крае; барельефы и скульптуры, говорящие о синтезе русского, античного и индийского начал; сакральная скульптура Артемиды или Великой Матери, символизирующая животворный дух Земли.
Залы галереи украшают крупноформатные вышивки-мильфлеры, чудом дошедшие до наших дней памятники текстильного искусства эпохи русско-индийской классики: их украшают орнаментально-символические мотивы, связанные с Индийским походом, Павлом Первым и Наполеоном Бонапартом. Здесь это квинтэссенция „провинциального ориентализма“ и французского изящного вкуса», — куратор выставки Иван Чечот.
Иван Чечот — кандидат искусствоведения, доцент факультета свободных искусств и наук СПбГУ, руководитель сектора истории и теории изобразительного искусства и архитектуры Российского института истории искусств, автор многочисленных научных работ по истории искусства Нового и Новейшего времени, в том числе книги «От Бекмана до Брекера: статьи и фрагменты» (премия С. Курехина).
Время: 12:00-20:00
Вход свободный!