Бесплатные мероприятия и события в Москве

Ловец света — обновленная экспозиция памяти Юрия Холдина

Опубликовано: 19 февраля 2018 года; Автор: Екатерина, Фонд "Фрески Руси"

 10 февраля 2018 года    14:00-17:00

Адрес: м. Кропоткинская, Гагаринский пер., 4/2

Телефон: +7 (495) 695-07-06,

E-mail: [email protected]

Ловец света — обновленная экспозиция памяти Юрия Холдина

Фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, принадлежащие кисти выдающегося мастера Дионисия, в последние годы получили дыхание новой жизни. Словно оторвавшись от места, уже более десятка лет светописный образ знаменитой стенописи путешествует по России, по миру, периодически снова возвращаясь в Москву, где следов творчества «началохудожника» Золотого века русской иконописи, известных по летописным источникам, почти не осталось. Столь первозданно и цельно как в далёкой от культурных центров вологодской глубинке — селе Ферапонтово, Дионисий не уцелел нигде. Полный цикл его фресок — зримое воплощение духовного опыта Святой Руси — это около 300 композиций, созданных в 1500-1502 годах. Они занесены в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, включены в Свод особо ценных объектов народов России. Возможность увидеть этот непревзойдённый шедевр, сопоставимый по художественной ценности с произведениями современников Дионисия — Микеланджело и Леонардо да Винчи, не выезжая из Москвы, не была бы столь удивительна, учитывая достижения технологий XXI века, если бы мы не имели дело с трудом ещё одной уникальной личности. Юрий Холдин, автор этого необычного опыта «сокровенной встречи с фресками Дионисия Мудрого», быть может, впервые в истории жизни этой стенописи, нашёл — как показать то, что при обычных условиях экскурсионного знакомства не получается воспринять в Ферапонтово. Сегодня глазами мастера фотоискусства, вглядываясь в образы знаменитой росписи, мы видим, улавливаем и понимаем значительно больше, чем на месте исторического пребывания этого бесценного памятника художественной культуры. Юрий Холдин трагически погиб в 2007 году, оставив нам поистине бесценное наследие, внимание к которому не ослабевает. Говоря о потребности возвращения на выставку, зрители нередко указывают на впечатления, связанные с её посещением: они не похожи на результат обычного знакомства с искусством, они скорее подобны моменту встречи с чем-то надмирным. Каждое обновление экспозиции это всегда и новая ступень работы с культурой живого восприятия оригинала, и — новые нюансы разворачивания многопланового замысла проекта «Свет фресок Дионисия — миру» в комментариях одного из его авторов — искусствоведа Екатерины Даниловой.

Вопрос о жанре объёмного произведения, о приоритетном предмете экспозиции — фресках или фотографии, как правило, уходит на отдалённый план по мере погружения зрителя в пространство света. Мы, бегущие в сумасшедшем ритме XXI века, вдруг останавливаемся... То, что когда-то зацепило в Ферапонтово взгляд именитого мастера светописи и не отпускало уже до последнего дня, теперь останавливает и нас. «Искусство  всегда таинство. Я благодарен судьбе, что соприкоснулся в своём творчестве с временем и произведениями Дионисия. Таинство  всегда непостижимо. Если вслушиваться  оно откроет вам некоторые секреты, но чувство тайны всё равно останется. Я не стремлюсь раскрыть тайну, я хочу её показать людям», — говорил Юрий в одном из последних интервью.

Ещё в 2006 году на первой выставке проекта, стартовавшего в Третьяковой галерее, её назвали фотооткрытием, видя, что за пробуждением интереса к древнерусскому искусству языком искусства современного стоят невероятные подвижнические усилия. «Юрий Холдин — удивительное творческое явление в русской фотографии, это особый взгляд на сюжет и особый подход к делу, если просто говорить, то это — творческий подвиг». В достигнутом был бесспорный прорыв. Но всякое новое явление в искусстве несёт в себе язву противоречия с негативным опытом прошлого, а потому не может двигаться без ощутимого противодействия старого. А дело в том, что весь ХХ век некачественно тиражируемым Дионисием пытались «иллюстрировать» различные искусствоведческие фолианты. Художник в таких изданиях уходил на второй план. «Но это изобразительное искусство: Дионисия надо прежде показать, а потом уже говорить о нём!» Была и копийная тенденция выставочной демонстрации малодоступного оригинала, но и это метод не давал существенного приближения к подлиннику. Сложившаяся система взглядов на образ представления публике пространственной стенописи оказалась лишённой полноты смыслового восприятия, художественности и вкуса. Осмысление мира и художественного дара Дионисия выпадали из системы координат тех, кто снимал фрески до Холдина. Условие, которое он считал единственно допустимым для работы мастера фотографии с искусством фрески, для многих казалось перфекционизмом, задачей невыполнимой. Но его утверждения не были голословны, он смог наглядно продемонстрировать совершенно другой опыт видения вопросов, подвергнутых жёсткому анализу.

Не пытаясь вступать в непосредственный спор с оппонентами, Холдин взял на себя решение сложнейшей задачи — показать то, что в соборе, при переменчивом дневном свете, «глаза в глаза» никто никогда не видел. В результате — светоносность фресок, которая долгие годы нивелировалась при многократных попытках их репродуцирования и копирования, открылась в свете солнечного дня. Они стали предметом изучения и созерцания не только узкого круга специалистов, не рассматривавших фотографию как Искусство, но и широкой, массовой аудитории, получившей беспрецедентный путь доступа к достоянию русской и мировой культуры.

Более полутысячелетия назад Дионисий жил и творил на изломе эпох, когда после падения Константинополя, а позднее — «стояния на Угре» и окончательной победы над татаро-монгольским игом в 1480 году происходило массовое пробуждение веры и национального самосознания — след этого хранит Ферапонтовский шедевр. Труд Холдина, увидевшего в наследии Дионисия поразительное созвучие своему времени, с его внимательным всматриванием в прошлое с мыслью о будущем, уже вошёл в историю как уникальное художественное высказывание о судьбе России на рубеже XX–XXI веков. Есть много неслучайных совпадений в этом необычном сплетении судеб, путей двух художников, живших в разное время, творивших в разных сферах искусства, но встретившихся на пути своих устремлений — в равной степени воодушевлённых верой и стремлением к совершенной Красоте.

Среди тем экскурсий:

  • Концепция проекта «Свет фресок Дионисия — миру», история его создания и осуществления; уникальные художественные и технические приемы Ю.И. Холдина и значение его фотопроекта для представления о месте творчества Дионисия, премника иконописных традиций Феофана Грека и преподобного Андрея Рублёва, современника Микеланджело и Леонардо да Винчи, в истории мирового искусства.
  • Особенности иконописных поисков Золотого века русской иконописи второй половины ХV века и их воплощение в вершинном творении Дионисия в Ферапонтовом монастыре.
  • Последовательное разворачивание замысла Дионисия, анализ его смысловых акцентов и композиционных решений. Комментарий ко всем тематическим циклам росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря: композиция Портала, Вседержитель, ветхозаветные святые и новозаветные притчи и чудеса, Богородичный цикл Дионисия, Акафист (25 композиций), Вселенские соборы, столпы православия (образы святых), Страшный суд.
  • Пояснение к сюжету выставки, его многоплановости.
  • Подход Ю.И. Холдина к работе с цветом и свето-воздушной средой пространственного иконописания, опираясь на художественные и технологические достижения XXI века. Выставку называют в прессе фотооткрытием Дионисия, которое изменило ракурс восприятия его шедевра и поставило вопрос о подлинном значении его труда. О ноу-хау Юрия Холдина, позволившем впервые в мировой практике показать фрески при условиях переменчивого дневного света, ровно по колористике и аутентично оригиналу (в том числе, визуальный анализ ошибок в представлении стенописи Ферапонтова монастыря за весь ХХ век).

Экскурсии ведёт автор исследовательской программы проекта «Свет фресок Дионисия — миру», статей и комментариев к выставке и изданиям Фонда «Фрески Руси» — искусствовед Екатерина Владимировна Данилова.

Регистрация по ссылке.

Телефон для справок:+7 (910) 426-81-45

Время: будни с 15:00, выходные с 14:00

Вход свободный!

Поделитесь в соцсетях:

Посмотреть все выставки

Новости партнеров

Новости партнеров:

Мы в соцсетях:

Facebook Vk Twitter

Бот в Telegram для поиска событий

Популярное:

за сутки / за неделю / за месяц

Посмотреть события на дату:

Поиск по сайту:


Новое на сайте:

Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку

Будьте в курсе бесплатных событий на ближайшую неделю.
Нас уже  6793!

Имя:
E-mail:

Free Shows in NYC

^