Бесплатные мероприятия и события в Москве

Экскурсия по выставке «Ферапонтово. Другое небо»

Опубликовано: 17 марта 2019 года; Автор: Julia Sonrisa

 21 марта 2019 года до 21.04.2019   10:00-19:00

Концертно-выставочный зал «В доме Нащокина»

Адрес: м. Кропоткинская, Гагаринский пер. 4/2

Телефон: +7 (495) 695-07-06 (справки); +7 (910) 426-81-45

Экскурсия по выставке «Ферапонтово. Другое небо»

Проект «Свет фресок Дионисия — миру». Выставка Юрия Холдина

Авторские экскурсии искусствоведа Екатерины Даниловой

Организаторы: Центральный совет ВООПИиК и Фонд «Фрески Руси»

Место проведения выставки: Концертно-выставочный зал «В доме Нащокина»

Выставка Юрия Холдина (1954-2007) очень хорошо известна ценителям древнерусского искусства и современного искусства фотографии, поскольку это уникальный опыт «перемещения» во времени и пространстве. Восемьдесят из 400 работ художественного, просветительского проекта «Свет фресок Дионисия — миру» которые будут представлены на экспозиции в концертно-выставочном зале «В доме Нащокина с 21 марта по 21 апреля, позволят увидеть единственные целостно сохранившиеся фрески Ферапонтова монастыря так, как их не могли рассматривать даже современники их гениального творца. А ведь на основании этого творения Дионисия, ставшего итогом жизни зрелого мастера, мы может составить необычайно полное представление об искусстве и мировоззрении Руси второй половины XV столетия. Центральная тема выставки — главный тематический цикл росписи собора, посвящённого прославлению Божией Матери, будет раскрываться не только визуально, но и сопровождаться ежедневными экскурсионными программами.

Маленькое село Ферпонтово, в 120 км на северо-запад от Вологды, известно на весь мир. Здесь находится объект культурного наследия ЮНЕСКО — собор Рождества Богородицы, расписанный Дионисием «иконником», как он себя называл, «со своими чады». Последователь школы преподобного Андрея Рублева, современник Леонардо да Винчи и Микеланджело, Дюрера и Боттичелли, Дионисий «мудрый» и «преизящный» как его величали современники, пятьсот лет назад был последним гением Золотого века русской иконописи.

Ферапонтовский цикл занимает особое место в творчестве мастера, который трудился во многих храмах и монастырях, в том числе над иконостасом Успенского собора Московского Кремля. Монументальные работы выдающихся художников эпохи исихазма, давшей небывалый расцвет иконописи на Руси — большей частью погибли. Фрески же Ферапонтова монастыря не только уцелели и донесли до наших дней тончайшую красоту православной культуры XV столетия, которая так и осталась недосягаемым идеалом, но они дошли до нас в потрясающей сохранности авторского замысла, который явил миру новый опыт освоения архитектурного объёма Храма, наполненного «нетварным светом». Этот потрясающий воображение труд стал впоследствии камнем преткновения для многих, кто пытался подражать стилю, пытался воспроизвести его композиции, вплоть до буквального копирования, ведь никому так и не удалось передать этот особый, явленный в творчестве мастера «фаворский свет», преображающий мир.

Проект «Свет фресок Дионисия — миру» уникален именно в этой связи. Его автор фотохудожник Юрий Холдин, попав в 1995 году в Ферапонтов монастырь, воочию столкнулся с «иным миром», и оставшиеся 12 лет своей жизни посвятил тому, чтобы этот нездешний свет явить людям, вслед за Дионисием, о работе которого на тот момент, кроме специалистов и узкого круга ценителей мало кто знал. И, по словам заслуженного художника России Бориса Денисовского «совершил героический поступок — на собственные деньги, в одиночку, создав редчайший материал, который раскрыл памятник мирового значения».

Дионисий совершенно отказался от чёрного цвета, высветлил палитру до акварельной прозрачности. Он очень широко использовал тёплые оттенки цветов, гармоничное сочетание которых раскрывается при полуденном освещении. Весь ХХ век фотографы снимали фрески ночью, избегая переменчивого света дня. Холдин впервые нашёл — как без теневых провалов показать колористическую ровность росписи при дневном освещении, которое возникает в соборе в момент Литургии. И ошибка восприятия исследователями — по неверной схеме освещения, которая почти столетие тиражировалась в полиграфии, голубого как основного цвета стенописи стала очевидна. Он — увязывающий, а ведущий цвет — охра, которая смягчает все, даже холодные оттенки цветов. Открылись совсем другие акценты. «Небо» Дионисия не холодное, а пространство тёплого света.

«Пишу светом», так с древнегреческого переводится «фотография». Юрий Холдин, через пятьсот лет после Дионисия, использовав совершенное другие инструменты и новейшие технологии своего времени, приблизил нас к Первообразу, на который взирал духовным оком великий «началохудожник» во время своей работы. Внутреннюю силу образа повторить невозможно, но, как утверждал Юрий Холдин — можно открыть пластикой другого искусства.

Кропотливейшая исследовательская работа, новаторский метод съёмки, создание издательства со своей системой допечатной подготовки, все это позволило фотохудожнику смоделировать светом объём и пространственную глубину стенописи, существующей в сложной свето-воздушной среде, включив в композиции фактурные элементы живой, словно пульсирующей стены и даже утраты предстали как художественный образ долгой жизни памятника. Этот титанический и вдохновенный труд, начиная с первой выставки в Третьяковской галерее в 2006 году, позволил огромному количеству зрителей увидеть фрески великого колориста и великого богослова «глаза в глаза». Фото-фрески Холдина открыли современному зрителю возможность всмотреться в гармонию цвета и света, что недостижимо даже в самом храме. Ведь многие образы находятся высоко, плохо освещены, а время, в силу музейных требований, ограничено пятнадцатью минутами.

«Принцип „осмысленного показа“ у Холдина — по словам философа и профессора ВГИКа Вадима Михалёва — это позиция человека, который сам чувствует внутреннюю связь с Дионисием. Он чувствует его философию, чувствует его психологию, пытается увидеть его личность и творчество в сегодняшнем дне, потому что подошёл к древним фрескам с ощущением, что они необыкновенно актуальны». Но самое поразительное — «это путь двух художников навстречу друг другу, который и привёл впервые в мировой практике к появлению экспозиции, не иллюстрирующей фрески Ферапонтова монастыря, а создающей уникальную возможность войти в их мир», словами святителя Феофана Затворника — в мир «Неба земного».

Центральное место в росписи самого древнего Собора Ферапонтова монастыря занимает цикл композиций, связанных с прославлением Божией Матери, к которому примыкает единственный в целостности сохранившийся в России от этой эпохи «Акафист Пресвятой Богородице». Двадцать пять его сюжетов Дионисий выстроил последовательно — по часовой стрелке так, что во время крестного хода, что положен по уставу службы «Похвалы Богородицы» Великим постом, когда во всех православных храмах и по сей день звучит тот самый Акафист Благовещению, можно идти по храму, как по открытой книге. Роспись разворачивается как свиток в пространстве, композиции перетекают одна в другую и перекликаются друг с другом, при этом многократно повторенная фигура Богоматери ассоциируются у зрителя с постоянным рефреном Акафиста: «Радуйся, Невесто неневестная!» Этот уникальный цикл, бесценного содержательного, богословского значения и художественного совершенства, избран центральным и для экспозиции, которая будет работать в дни Великого Поста.

Запись на авторские экскурсии через сайт сайт или по тел. +7 (910) 426-81-45

Время: будние с 15:00, выходные с 14:00

Вход свободный!

Поделитесь в соцсетях:

Посмотреть все экскурсии

Новости партнеров

Новости партнеров:

Мы в соцсетях:

Facebook Vk Twitter

Бот в Telegram для поиска событий

Популярное:

за сутки / за неделю / за месяц

Посмотреть события на дату:

Поиск по сайту:


Новое на сайте:

Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку

Будьте в курсе бесплатных событий на ближайшую неделю.
Нас уже  6770!

Имя:
E-mail:

Free Shows in NYC

^